Институт инклюзивного образования

Краткая информация

директор Института инклюзивного образования

Хитрюк Вера Валерьевна

доктор педагогических наук, профессор
№ кабинета 515, корпус № 7
Адрес г. Минск, Ул. Ф.Скорины 13,
Телефон
+375 (017) 311-23-57
+375 (017) 311-23-42
Web-сайт

http://iio.bspu.by

E-mail

iio [at] bspu [dot] by

Выпускающие кафедры
Специальность и квалификацияФорма и срок обученияВступительные испытания *

Дневная

7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование** (Специальный педагог)дневная — 5 лет. Квалификация: Магистр / Специальный педагог. Вступительные испытания: белорусский (русский) язык (ЦЭ или ЦТ), биология (ЦЭ или ЦТ), история Беларуси (ЦЭ или ЦТ).
Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное и инклюзивное образование» предоставляют в приёмную комиссию документ из учреждения здравохранения о состоянии речи и слуха (дополнительная запись в медицинской справке, выписка из медицинских документов, заключения отоларинголога и логопеда, и др.). К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, у которых состояние речи и слуха в норме.

Дневная (платная)

7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование** (Специальный педагог)дневная — 5 лет, Квалификация: Магистр / Специальный педагог. Вступительные испытания: белорусский (русский) язык (ЦЭ или ЦТ), биология (ЦЭ или ЦТ), история Беларуси (ЦЭ или ЦТ).
Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное и инклюзивное образование» предоставляют в приёмную комиссию документ из учреждения здравохранения о состоянии речи и слуха (дополнительная запись в медицинской справке, выписка из медицинских документов, заключения отоларинголога и логопеда, и др.). К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, у которых состояние речи и слуха в норме.

Заочная

7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование** (Специальный педагог)заочная – 6 лет. Квалификация: Магистр / Специальный педагог. Вступительные испытания: белорусский (русский) язык (ЦЭ или ЦТ), биология (ЦЭ или ЦТ), история Беларуси (ЦЭ или ЦТ).
Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное и инклюзивное образование» предоставляют в приёмную комиссию документ из учреждения здравохранения о состоянии речи и слуха (дополнительная запись в медицинской справке, выписка из медицинских документов, заключения отоларинголога и логопеда, и др.). К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, у которых состояние речи и слуха в норме.

Заочная (платная)

7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование** (Специальный педагог)заочная – 6 лет. Квалификация: Магистр / Специальный педагог. Вступительные испытания: белорусский (русский) язык (ЦЭ или ЦТ), биология (ЦЭ или ЦТ), история Беларуси (ЦЭ или ЦТ).
Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное и инклюзивное образование» предоставляют в приёмную комиссию документ из учреждения здравохранения о состоянии речи и слуха (дополнительная запись в медицинской справке, выписка из медицинских документов, заключения отоларинголога и логопеда, и др.). К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, у которых состояние речи и слуха в норме.
* ЦЭ – централизованный экзамен; ЦТ – централизованное тестирование; ЭУО – экзамен при учреждении образования.

Дополнительная информация

Институт инклюзивного образования  - единственный в Республике Беларусь институт,который готовит специалистов для системы специального и  инклюзивного образования.

История Института:

1960 открыто отделение дефектологии при физико-математическом факультете МГПИ им. А.М. Горького по специальности "Математик - сурдопедагог". Инициаторами организации отделения дефектологии были Г.З. Кругер (тогда главный врач Республиканского сурдологического диспансера), К.Г. Ермилова (тогда логопед Республиканского сурдологического диспансера), Т.Л. Лещинская (тогда инспектор специальных школ Министерства просвещения БССР), и кандидат медицинских наук А.Г. Третьякова

1961 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия"

1964 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Сурдопедагогика" (единственный до 1982 года)

1965 первый выпуск белорусских дефектологов

1968 открыто заочное отделение по специальностям "Олигофренопедагогика и логопедия", "Сурдопедагогика" (три года на базе высшего образования) и "Олигофренопедагогика и логопедия" (5 лет на базе среднего образования)

1968 создана кафедра дефектологии (заведующая – доцент А.Г. Троянова)

24.04.1976 создан дефектологический факультет (декан – доцент Г.Г. Турик) с двумя кафедрами: специальной педагогики (заведующая – доцент Т.Л. Лещинская) и психопатологии и логопедии (заведующие: доцент Н.Ф. Шило (1976-1979 гг.) и доцент Т.А. Григорьева (1979-1984 гг.)

1982 возобновлена подготовка по специальности "Сурдопедагогика" на дневном отделении

1984 первая реорганизация: образованы три кафедры: "Олигофренопедагогики и психопатологии" (заведующий – доцент Г.Г. Турик), "Сурдопедагогики и логопедии" (заведующая – доцент Т.А. Григорьева), "Специальных методик" (заведующий – доцент В.П. Гриханов)

1990-1991 начата подготовка по специальности "Тифлопедагогика" на заочном отделении (три года на базе высшего образования), с 1991 года – на дневном отделении

1993 МГПИ им. М. Горького преобразован в Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ), в университете и на факультете началась реализация концепции многоуровневой модели университетского образования 

1994 вторая реорганизация: образовано пять кафедр: основ дефектологии (заведующая – доцент Т.В. Варенова), тифлопедагогики (заведующая – доцент З.Г. Ермолович), сурдопедагогики (заведующая – профессор Т.А. Григорьева), логопедии (заведующая – доцент Л.А. Зайцева), олигофренопедагогики (заведующая – доцент З.А. Апацкая)

1994 первый набор студентов по специальности "Дефектология" с дальнейшей специализацией "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Тифлопедагогика"

1996 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия и практическая психология" (дневное отделение)

1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия" (заочное отделение)

1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия. Практическая психология"

1998 на факультете открыта переподготовка дефектологических кадров для учреждений специального образования Республики Беларусь. В 2000 году переподготовка перешла в ведение ИПК и ПК БГПК

1998 открыт Ученый Совет по защите диссертаций на присвоение ученой степени кандидата психологических наук по специальности К.19.00.10 "Коррекционная психология"

01.12.2004 дефектологический факультет переименован в факультет специального образования

2005 начата подготовка по специальности "Логопедия. Специальная психология" 

2006 - 2016 cтуденты факультета специального образования получают качественную подготовку по предметам медико-биологического, психолого-педагогического и методического циклов, овладевают практическими умениями работы с детьми, имеющими ограничения, обусловленные нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, синдромом нарушения внимания и гиперактивности. Подготовка на факультете специального образования включает в себя практику в разных типах учреждений образования, участие в волонтерской работе.

На факультете специального образования успешно работают студенческие учебно-научные проблемные группы. Ежегодно их участники представляют свои работы на республиканские, международные конкурсы научных работ и традиционно завоевывают призовые места. Лучшие выпускники факультета могут продолжать свое образование в магистратуре и аспирантуре.


1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 №67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.

Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.

Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.

Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:

  • кафедра коррекционно-развивающих технологий;
  • кафедра логопедии;
  • кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования;
  • кафедра специальной педагогики;
  • учебно-организационный отдел;
  • учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»;
  • Республиканский центр развития инклюзивного образования.

Принято решение о создании в структуре Института Республиканского центра развития инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.

Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:

  • развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
  • организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
  • разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
  • создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
  • усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
  • расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
  • развитие международного сотрудничества;
  • организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования. 

Таким образом, Институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.

Всем нуждающимся студентам - предоставляется общежитие.

 

Фотографии