Кафедра социальной и коррекционной педагогики

Краткая информация

Заведующий кафедрой

Михалкович Николай Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент
Направление научной работы Социализация личности на всех этапах возрастного развития (в учебных заведениях различных типов).
Дата основания 2002
E-mail

kaf_socped [at] post [dot] grsu [dot] by


Специальности (направления специальностей, специализации)

Показатели работы в 2016 г.

Печатных изданий 2
Публикаций в научных изданиях 27
Внедренных разработок 8
Выпущенных специалистов 61
Распределенных специалистов 26
Предприятия для распределения выпускников Общеобразовательные школы, спецшколы, социально-педагогические центры, детские приюты, детские сады, ЦКРОиР, пункты коррекционно-педагогической помощи, детские комнаты милиции, поликлиники и т.д.
Филиалы выпускающих кафедр Учреждение образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно».

Дополнительная информация

Кафедра была открыта 21.10.2002 г. Кафедра социальной и коррекционной педагогики является выпускающей по двум специальностям: «Социальная педагогика» и «Олигофренопедагогика. Логопедия». Этим обусловливается ее функциональное назначение. Перед кафедрой стоит ряд приоритетных задач, требующих решения в контексте реформирования системы высшего образования. Подготовка специалистов с инновационным мышлением и соответствующими навыками зависит от решения проблемы совершенствование учебно-методического, научного и духовно-нравственного потенциала членов кафедры, поскольку в процессе педагогической коммуникации транслируются не только знания и навыки, но так же модели поведения и формы отношений, система ценностей и жизненных ориентаций.
1. За кафедрой закреплено от 65 до 70 учебных дисциплин ежегодно.
2. За 10 лет кафедрой подготовлено 790 специалистов.
3. В настоящее время по данным специальностям на факультете обучается:
-    на д/н форме обучения – 350 студ.; на з/о форме обучения – 401 студ.
4. Кафедра осуществляет следующие виды учебно-методической и научно-методической работы:
4.1. Ежегодно проводится семинар педагогического факультета по проблемам семейного воспитания детей (руководитель: старший преподаватель кафедры С.Н. Куровская);
4.2. При кафедре работает постоянно действующий теоретико-методологический и методический семинар «Актуальные вопросы социализации личности» (руководитель: заведующий кафедрой Н.В. Михалкович);
4.3. При кафедре организованы и функционируют студенческий кружок «Научный поиск» (руководители: старшие преподаватели кафедры Н.В. Флёрко и Т.В. Сидорко) и студенческий дискуссионный клуб «Наука и практика» (руководитель: доцент кафедры М.В. Пивоварчик);
4.4. Кафедра сотрудничает с 2002 года с журналом «Планета-семья»;
4.5. Кафедра сотрудничает с НИО РБ. В их аспирантуре обучаются 2 преподавателя кафедры;
4.6. Старший преподаватель кафедры М.Е. Скивицкая работает над реализацией проекта Министерства образования Республики Беларусь по коррекционной педагогике.
5. При кафедре создан учебно-методический кабинет, в котором имеется более 1500 наименований учебной и учебно-методической литературы и более 100 единиц информации на электронных носителях.
6. Преподаватели кафедры осуществляют руководство инновационными площадками в школах Гродненской области (М.В. Салтыкова-Волкович, Н.В. Михалкович).
7. Под руководством преподавателей кафедры студенты, участвующие в Республиканском конкурсе научных работ, систематически занимают призовые места.
Общее направление научных исследований на кафедре – исследование и разработка проблем социализации личности, диагностического инструментария, создание учебно-методических комплексов, обеспечивающих разные аспекты социализации личности.
Конкретные направления:
1.    Приоритетные направления совершенствования системы духовного воспитания в РБ.
2.    Познавательное развитие старших дошкольников с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.
3.    Пути коррекционного логопедического воздействия при сенсорной афазии.
4.    Стертые или минимальные формы проявления дизартрии у детей дошкольного возраста.
5.    Основные направления взаимодействия учреждений образования и семьи в процессе социализации личности.
6.    Обобщение опыта организация и осуществления духовного воспитания и развития личности в с условиях современного социокультурного развития.
7.    Нейрохимические механизмы развития и устранения никотиновой зависимости.
8.    Нетрадиционные технологии коррекционно-развивающей работы.
9.    Формирование социального поведения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения.
10.    Формирование измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью на основе межпредметных связей.
11.    Психические расстройства у больных с соматическими заболеваниями.
12.    Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
13.    Лингводидактические условия формирования понимания сущности текстовой арифметической задачи младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
14.    Роль социально-бытовой ориентировки в социализации учащихся вспомогательной школы.
15.    Преодоление агрессивного поведения посредством организации социально-педагогической поддержки гуманистических установок личности подростков.
В 2011 году создан филиал кафедры социальной и коррекционной педагогики: Учреждение образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно». Заведующий филиалом – старший преподаватель кафедры Т.В. Сидорко.
При кафедре организован конкурс проектов на тему «Психолого-педагогическая поддержка ребенка в XXI веке» (для учащихся 9-11 классов школ Гродненской области).