Кафедра сурдопедагогики

Краткая информация

Заведующий кафедрой

Чурило Наталья Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент
Направление научной работы «Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов» (2016–2020 гг.).
Дата основания 1994
№ кабинета 505, 507
Web-сайт

http://iio.bspu.by/kafedry/kafedra-surdopedagogiki


E-mail

surdo505 [at] tut [dot] by


Показатели работы в 2016 г.

Печатных изданий 40
Публикаций в научных изданиях 34
Внедренных разработок 11
Выпущенных специалистов 43
Распределенных специалистов 17
Предприятия для распределения выпускников 1) специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха;
2) специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха;
3) специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития;
4) пункты коррекционно-педагогической помощи;
5) центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
6) общеобразовательные школы. осуществляющие программы интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания,;
7) общеобразовательные дошкольные учреждения, осуществляющие программы интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания;

Дополнительная информация

Кафедра сурдопедагогики БГПУ была основана в декабре 1994 года  на факультете специального образования. После создания Института инклюзивного образования 1 сентября 2016 года вошла в его состав.

 Научные исследования кафедры охватывают следующие

области психологии:

- нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений в развитии,

- психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии,

-психологическое сопровождение образовательной и социальной инклюзии лиц с особенностями психофизического развития,

- психологическое сопровождение семьи ребенка с особенностями психофизического развития.

- психологическое благополучие детей с особенностями психофизического развития.

в  области педагогики:

- бучение и воспитание детей с трудностями обучения,

- развития творческого и воссоздающего воображения детей с нарушением слуха,

- организация воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития,

- воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха,

- формирования речевого общения у школьников с нарушением слуха,

- научно-методическое  обеспечение специального образования

- жестовая речь как средство обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха,

- технологии обучения жестовой речи в вузовском и школьном образовании,

- жестовая речь как знаковая система: нейролингвистический и психолингвистический аспекты,

- поддерживающая и альтернативная коммуникация как средство нормализации жизнедеятельности детей с особенностями психофизического развития;

- обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

- использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития.

- разработка содержания и организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

- развитие математических представлений у  детей с нарушением слуха.

Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет исследования, финансируемые Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, Министерством образования РБ; сотрудники кафедры являются авторами учебных и учебно-методических пособий для средней и высшей школы. 

За последние 5 лет сотрудниками кафедры опубликовано более 200 научных публикаций, включая 8 научных пособий, более 80 научных статей, (из 40 - статьи в зарубежных научных  изданиях), материалы научных и  научно-практических конференций.

 Учебно-методическая работа

При подготовке учителей дефектологов профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс по следующим дисциплинам:

- Изобразительное искусство.

- Психология развития.

- Социальная психология.

- Педагогическая психология.

- Сурдопсихология.

- История сурдопедагогики; 

- Сурдопедагогика.

- Методика развития слухового восприятия.

- Жестовая речь с методикой преподавания.

- Ранняя КРР с детьми с нарушением слуха.

- Методика формирования речи дошкольников с нарушением слуха.

- Методика развития речи учащихся с нарушением слуха.

- Методика преподавания математики.

- Основы общей и специальной методики дошкольного  обучения и воспитания.

- Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования.

- Педагогическое сопровождение детей с СДВГ.

- Методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха.

- Коррекционная  работа с детьми с кохлеарными имплантами.

- Основы специальной методики математики.

- Поддерживающая и альтернативная  коммуникация.

- Коррекция нарушений письменной речи в условиях ПКПП.

- Групповая психотерапия.

- Специальная семейная педагогика.

- Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования.

- Методика преподавания изобразительной деятельности.

- Методика преподавания предмета "Человек и мир".

- Жестовая речь как средство коммуникации в профессиональных отношениях.

- Психология поведения.

Преподаватели кафедры осуществляют руководство курсовыми и дипломными работами студентов по коррекционной педагогике и специальной психологии. На кафедре проводится прием в  аспирантуру и магистратуру по специальностям 1-08 08 05 «Коррекционная педагогика» и в аспирантуру по специальностям 13.00.03 «Коррекционная педагогика» и 19.00.10 «Коррекционная психология».

 

Международное сотрудничество

Кафедра поддерживает контакты с ведущими учебными Республики Беларусь (Белорусский государственный университет,  Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Барановичский государственный универсчитет,  Мозырьский педагогический университет,  Витебский государственный университет имени П.М.Машерова), с учреждениями образования России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Смоленск, Новосибирск, Бирск, Чебоксары и др.), Украины (Киев, Каменец-Подольск, Львов), Казахстана, Молдовы, Латвии, Литвы, Польши, Швеции, Италии, Норвегии, Израиля и др.

Преподаватели кафедры проходили обучение и стажировку в ведущих университетах Европы, США и Азии (Сороко Е.Н., Феклистова, Русакович И.К.), принимают участие в программах академической мобильности (Чурило Н.В.., Армянский государственный педагогический университет имени Хачатуряна Абовяна).

 

Контакты

адрес: г. Минск, ул. Скорины, 13

а. 505, 507 корпус № 7

тел.: 267-92-57