Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 08.07.2014
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Название специальности (специализации, направления специальности) Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Кафедра беларускага мовазнаўства

Асноўная праблематыка навуковых даследаванняў выкладчыкаў кафедры – функцыянаванне сучаснай беларускай літаратурнай мовы, гісторыя і дыялекталогія беларускай мовы, лексікалогія і лексікаграфія, анамастыка і этналінгвістыка, разнастайныя пытанні лінгвадыдактыкі. На кафедры распрацоўваюцца наступныя фундаментальныя навуковыя тэмы:
«Беларуская нацыянальная мова ва ўсходнеславянскай лексікаграфіі: дынаміка метадалагічных падыходаў, тыпалогія формаў, вектары развіцця»;
«Нацыянальная мова і мовазнаўства на сучасным этапе: стан, кірункі даследаванняў, перспектывы развіцця».

2 Кафедра беларускай літаратуры і культуры

Навукова-даследчая дзейнасць выкладчыкаў кафедры ў 2011 года ажыццяўлялася ў межах кафедральных тэм «Беларуская і сусветная літаратура ў сістэме міжкультультурных камунікацый» і «Культурна-гістарычны працэс у Беларусі: дынаміка і асноўныя тэндэнцыі развіцця».
Выкладчыкі кафедры з’яўляюцца членамі часовага навуковага калектыву тэмы «Параўнальнае вывучэнне літаратур свету: беларускі кантэкст» (Г.Я. Адамовіч, Т.М. Тарасава, І.М. Гоўзіч), удзельнікамі тэмы «Разработка электронного учебно-методичекого комплекса “Белорусская литература. 11 класс”» (Гоўзіч І.М., Грамадчанка Т.К.).

3 102
3 Кафедра белорусского и русского языкознания
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Белорусский и русский языки в диахронии, синхронии, взаимодействии и в современном образовательном пространстве» предполагает работу всех членов кафедры.

57
4 Кафедра возрастной и педагогической психологии

Ведутся исследования по фундаментальной научной теме «Формирование профессиональной психологической культуры и компетентности специалистов гуманитарного профиля» На кафедре также веется научно-исследовательская работа по теме «Разработка модели УМК по учебному предмету «Психология развития человека» с использованием возможностей современных информационных технологий», «Разработка научно-методического обеспечения деятельности социально-психологических центров высших учебных заведений» «Разработка нормативно-правовых и научно-методических основ подготовки специалистов к оказанию психологической помощи субъектам педагогического образования», научно-исследовательская работа по проблеме менеджмента качества образования в вузе и профильного обучения в средней школе».

1 35 3
5 Кафедра вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории

Усовершенствование научных исследований и подготовки студентов в отросли вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории.

8 40
6 Кафедра географии и методики преподавания географии

Научно-исследовательская работа
Сфера научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры сложна и многогранна. Среди направлений научной работы необходимо отметить такие, как:
• Геоэкологические последствия техногенеза в окружающей среде
• Рациональное использование ресурсов литосферы и гидросферы
• Геоморфология
• Палеонтология
• Региональные аспекты социально-экономического развития Беларуси
• Рекреационное природопользование
• Экологическое образование
• Социально-экономические проблемы стран мира
• Проблемы методики преподавания географии и процесс формирования компетентного специалиста

40
7 Кафедра естественнонаучных дисциплин
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Формирование методических умений у студентов факультета начального образования по преподаванию естественнонаучных дисциплин в начальной школе». Разработка учебно-методических комплексов по математике для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы Республики Беларусь, по математике для 1-4 классов для детей с нарушением слуха, по математике для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы Республики Беларусь, по алгебре для учащихся 7-11 классов образовательной школы Республики Беларусь.

65
8 Кафедра информатики и методики преподавания информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества подготовки учителя математики и информатики. Научно-методические основы разработки информационно-образовательной среды подготовки учителя физики и информатики.

4 28
9 Кафедра истории Беларуси

Члены кафедры ўдзельнічаюць у распрацоўцы 6 тэм па Фонду фундаментальных даследаванняў Рэспублікі Беларусь, новых навучальных стандартаў, базавых і тыпавых праграм па гісторыі Беларусі і гістарыяграфіі гісторыі Беларусі.

4 38
10 Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья

Кафедра является учебно-педагогическим и научным центром в Беларуси по изучению антиковедения, медиевистики, этнической истории, исследования проблем методологии, в частности методов построения научного и образовательного исторического знания.

8 15
11 Кафедра клинической и консультативной психологии

особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, психологическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста (диагностика развития, коррекциия).

23
12 Кафедра логопедии Логопедия

1. Совершенствование технологий обучения студентов («Комплексы практико-ориентированных учебно-методических заданий как средство формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов»; «Обобщение и систематизация профессиональных умений учителей-логопедов в соответствии с ключевыми профессиональными компетенциями»);
2. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи;
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях интегрированного обучения и воспитания.

1 9
13 Кафедра математики и методики преподавания математики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики в условиях современного образовательного процесса.

26
14 Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Разработка современных медико-биологических принципов формирования здоровья в системе физического воспитания.

36
15 Кафедра методик дошкольного образования

Развитие речи детей дошкольного возраста; развитие речи дошкольников в условиях близкородственного двуязычия; литературное образование дошкольников.

1 101
16 Кафедра морфологии и физиологии человека и животных

Изучение биологического разнообразия животных Республики Беларусь и факторов влияющих на состояние популяций редких и охраняемых видов животных.
2. Фаунистическое и таксономическое изучение избранных групп жесткорылых насекомых Палеарктики.
3. Изучение морфо-функционального состояния и адаптивных резервов организма школьников.
4. Разработка научно-методической базы по формированию здорового образа жизни.
Сотрудники кафедры участвуют в республиканских и международных конференциях, выполнении государственных научно-исследовательских программ.
Кафедра располагает материально-технической базой, включающей 6 учебных лабораторий, 1 коллекционный кабинет.
На базе ГУО «Средняя школа № 196 г. Минска» в 2012 году создан филиал кафедры.

41
17 Кафедра музыкально-инструментальных дисциплин

«Художественно-эстетическое развитие личности в музыкально-образовательной среде», «Модернизация музыкально-образовательного процесса в инструментальных классах».

81
18 Кафедра музыкально-педагогического образования

"Дирижерско-хоровая подготовка будущего учителя музыки на основе интеграции специальных дисциплин в условиях высшего профессионального образования", "Вокально-педагогические основы формирования профессиональных качеств учителя музыки".

37 5
19 Кафедра новой и новейшей истории

В числе научных направлений и школ на кафедре успешно развиваются германистика, гендерная история, англоведение, американистика и история международных отношений в Новое и Новейшее время.

7 25
20 Кафедра общего и русского языкознания

Русистика, теория и философия языка, славистика, двуязычие, нейролингвистика, лингвокультурология.

9 31
21 Кафедра общей биологии и ботаники

1. Совершенствование структуры и содержания биологического образования, создание учебно-методических комплексов;
2. Оценка биоразнообразия и экологические особенности биоты антропогенных территорий Беларуси;
3. Изучение влияния различных факторов на физиолого-биохимические показатели растений;
4. Разработка научных основ аквакультуры речных раков на подогретых водах энергетических объектов;
5. Разработка синтаксономии растительности как основа оценки биоразнообразия, охраны и рационального использования фиторесурсов Беларуси.

Сотрудники кафедры поддерживают дружеские и деловые контакты с НИЛ «Гидроэкологии», «Озероведения», кафедрами ботаники и физиологии растений БГУ, ГНУ ЦБС НАН Беларуси, ИЭБ НАНБ, ИГИЦ НАНБ, ИБИКИ НАНБ.
В научных исследованиях кафедры принимают участие студенты, магистранты и аспиранты.

55
22 Кафедра общей и детской психологии

Социальная психология личности. Сохранение и укрепление психологического здоровья личности в современной социокультурной среде. Современные образовательные и социально-психологические технологии.

1 51
23 Кафедра общей и дошкольной педагогики Дошкольное образование

Область дошкольной педагогики.

3 64
24 Кафедра общей и организационной психологии

Методология психологических исследований, специальная психология, проблемы самоидентификации личности.

19
25 Кафедра олигофренопедагогики

Теория и методика обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.

27 17
26 Кафедра основ специальной педагогики и психологии

Интеграция учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов как условие профессионализации будущих учителей-дефектологов;
психологическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях интеграционного обучения.

27 Кафедра педагогики и психологии начального образования
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Развитие творческого потенциала личности; использование электронных средств обучения в образовательном процессе».

47
28 Кафедра психологии образования
Психология
Педагогическая психология

Психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

42
29 Кафедра русской и зарубежной литературы Русский язык и литература

«Национальная идентичность русской и зарубежной литератур в современных условиях», «Методические аспекты профессиональной подготовки учителя литературы в ВУЗе»

1 47
30 Кафедра славянской истории и методологии исторической науки

Социальная история Беларуси и России периода капитализма, франко-русская война 1812 – 1814 гг., история Чехии и Словакии.

2 32
31 Кафедра социальной и семейной психологии
Психология семейных отношений
Практическая психология

кризисная психология, психология семьи

103
32 Кафедра социальной педагогики

Ведутся исследования по фундаментальной научной теме «Научно-методические основы подготовки специалистов по оказанию социально-педагогической помощи детям, нуждающимся в государственной защите», научно-исследовательская работа по темам «Разработка программно-методических материалов по основным направлениям деятельности социальных педагогов учреждений образования, специалистов центров социального обслуживания по работе с семьей», «Разработка научно-методических основ воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях организации жизнедеятельности по семейному принципу», «Разработка нормативных правовых основ к методическим основам создания института патронатного воспитания»

26 5
33 Кафедра социальной работы Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

1. Научно-методические основы подготовки студентов специалистов по социальной работе к работе с семьей и детьми.
2. Совершенствование подготовки социальных работников по оказанию помощи детям, нуждающимся в государственной защите.
3. История оказания социальной помощи детям в Беларуси.
4. Теоретические и методические основы подготовки специалистов к работе с детьми, лишенными родительского попечения.
5. Методология содержания подготовки специалистов по проблемам социальной виктимологии.
6. Педагогические основы деятельности специалиста по социальной работе.
7. Социальное сопровождение семьи и детей в подготовке специалиста по социальной работе.
8. Развитие знаний, умений, навыков по формированию ЗОЖ в процессе подготовки социального работника.
9. Практическая подготовка специалиста по социальной работе и адаптация к будущей профессиональной деятельности.
Также предметом научного интереса профессорско-преподавательского состава кафедры являются научно-методические и нормативные правовые основы системы постинтернатного сопровождения и социальной интеграции в общество детей-сирот.

23 3
34 Кафедра спортивно-педагогических дисциплин

Комплексное изучение физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и мнения учащейся молодёжи по здоровому образу жизни №200784

27
35 Кафедра сурдопедагогики

«Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов» (2016–2020 гг.).

34
36 Кафедра теории и методики преподавания искусства

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов по дисциплинам искусствоведческого профиля; современные тенденции изучения белорусской народной культуры в контексте славянских традиций студентами педагогических вузов.

8 232
37 Кафедра теории и методики физической культуры

Динамика различных факторов готовности учащихся и студентов к освоению будущей профессии.

38 Кафедра тифлопедагогики

«Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога) средствами виртуального практикума» (2016–2020 гг.).

9
39 Кафедра физики и методики преподавания физики

Разработка новых методов дидактики на основе современных информационных технологий применительно к совершенствованию преподавания физики в выс-шей и средней школе.

Исследование свойств конденсированных сред, включая вопросы синтеза новых сегнетоэлектрических, магнитных, сверхпроводящих материалов в виде поли / моно – кристаллов высокой степени химической чистоты и физического совер-шенства,

Физика элементарных частиц в расширениях стандартной модели; разработка полевых методов описания частиц, их структуры и низкоразмерных квантовых систем.

1 19 2
40 Кафедра физического воспитания и спорта

Научно-исследовательская работа кафедры проводится в соответствие с утверждённой темой:

«Совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности»

Научный руководитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Балай Анатолий Антонович.

Предполагаемые исполнители НИР: педагогический состав кафедры – доцент, к.п.н. Григоревич И.В.; старшие преподаватели – Вереник И.И., Дорошевич В.Л., Злотникова Л.Л., Игнатович Д.А., Кукель А.А., Круталевич О.П., Малахов С.В., Поляков Г.В., Салычиц А.Ф., Сапун В.Ф., Скодоров Т.И., Солтан П.Г., Сущенко Г.Н., Хорошилова Т.В., Шалимо И.А., Юдина В.В.; преподаватели – Авхимович Ю.А., Бабук Т.А., Балабан А.П., Бахмутова Т.А., Белоус О.В., Бульбенова О.Н., Вереник Д.И., Мицкевич Т.А., Мойсеенко Г.Н., Новикова Н.В., Пантелей Д.Н., Поликарпова Л.С., Стебаков А.И., Туркина Е.А., Фёдорова Н.Г.

Цель и задачи исследования; методы исследования.

Цель исследования: совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Задачи исследования:

1.Изучить разработанность исследуемой проблемы по данным отечественной и зарубежной литературы, выявить тенденции и инновационные подходы к проблеме сбережения здоровья студентов.

2.Изучить особенности и взаимосвязь показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов БГПУ.

3.Выявить наиболее информативные и универсальные критерии оценки показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния в системе базы данных студентов БГПУ.

4.Разработать методику занятий физическими упражнениями, направленную на формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

5.Экспериментально проверить эффективность разработанных методов и средств здоровьесбережения студентов БГПУ.

6.Разработать методические рекомендации по применению технологии здоровьесбережения средствами физической культуры и спорта.

Результаты исследований, проведенных преподавательским составом кафедры в соответствие с темой НИР нашли отражение в изданных программах, методических рекомендациях и учебных пособиях:

1.«Теоретические основы построения спортивной техники» уч. программа для специальности «Спортивная инженерия» Регистр. № 1772 УМО ВУЗов РБ по образованию в области приборостроения БНТУ, Минск, 2007// Зайцев И.Ф.

2.«Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII кл-в / Минск, БГПУ, 2007// Лопатик Т.А. с соавт.

3. Спортивное ориентирование/Пособие// Григоревич И.В.- Минск, изд-во БГПУ, 2008.- 104 с.

4. Методика преподавания физической культуры//Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям:02 01 Начальное образование; 1-01 02 02 : Начальное образование. Дополнительная специальность. Авт.-сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко.- Мн.: 2010.

5. Правила выполнения тестов для оценки физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (дополнение к Дневнику здоровья)//Методические рекомендации. Сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко, И.Ф.Зайцев.- Мн.: 2010.

6. Средства и формы самостоятельных занятий студенческой молодёжи// Пособие. Авт.-сост.: Б.Н.Калюнов, И.В. Григоревич, Н.Н.Саликова, А.А.Вашкевич.- Мн.: 2010, 93 с.

7. «Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII классов / Минск, БГПУ, 2007.- 78 с. // Лопатик Т.А. с соавт.

41 Кафедра химии

в области химического синтеза и исследования структуры соединений – синтез и изучение строения новых полифункционально замещенных соединений для использования в тонком органическом синтезе и медико-биологических исследованиях; в области педагогики – теоретико-методические основы подготовки учителей химии в аспекте концепции непрерывного многоуровневого образования.

3 37
42 Кафедра художественного и педагогического образования

Совершенствование профессиональной подготовки педагога-художника средствами компьютерных технологий.

2 31
43 Кафедра эстетического образования
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Оптимизация подготовки учителей начальных классов к художественно-педагогической деятельности в школе» предполагает работу всех членов кафедры.

37