Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 09.07.2014
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Название специальности (специализации, направления специальности) Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Кафедра беларускага мовазнаўства

Асноўная праблематыка навуковых даследаванняў выкладчыкаў кафедры – функцыянаванне сучаснай беларускай літаратурнай мовы, гісторыя і дыялекталогія беларускай мовы, лексікалогія і лексікаграфія, анамастыка і этналінгвістыка, разнастайныя пытанні лінгвадыдактыкі. На кафедры распрацоўваюцца наступныя фундаментальныя навуковыя тэмы:
«Беларуская нацыянальная мова ва ўсходнеславянскай лексікаграфіі: дынаміка метадалагічных падыходаў, тыпалогія формаў, вектары развіцця»;
«Нацыянальная мова і мовазнаўства на сучасным этапе: стан, кірункі даследаванняў, перспектывы развіцця».

2 Кафедра беларускай літаратуры і культуры

Навукова-даследчая дзейнасць выкладчыкаў кафедры ў 2011 года ажыццяўлялася ў межах кафедральных тэм «Беларуская і сусветная літаратура ў сістэме міжкультультурных камунікацый» і «Культурна-гістарычны працэс у Беларусі: дынаміка і асноўныя тэндэнцыі развіцця».
Выкладчыкі кафедры з’яўляюцца членамі часовага навуковага калектыву тэмы «Параўнальнае вывучэнне літаратур свету: беларускі кантэкст» (Г.Я. Адамовіч, Т.М. Тарасава, І.М. Гоўзіч), удзельнікамі тэмы «Разработка электронного учебно-методичекого комплекса “Белорусская литература. 11 класс”» (Гоўзіч І.М., Грамадчанка Т.К.).

3 102
3 Кафедра белорусского и русского языкознания
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Разработка механизмов и способов модернизации лингвометодического обеспечения общего среднего и высшего педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода»

57
4 Кафедра возрастной и педагогической психологии

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение когнитивно-личностного развития студентов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов.

1 55 8
5 Кафедра вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории

Усовершенствование научных исследований и подготовки студентов в отросли вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории.

8 40
6 Кафедра географии и методики преподавания географии

Научно-исследовательская работа
Сфера научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры сложна и многогранна. Среди направлений научной работы необходимо отметить такие, как:
• Геоэкологические последствия техногенеза в окружающей среде
• Рациональное использование ресурсов литосферы и гидросферы
• Геоморфология
• Палеонтология
• Региональные аспекты социально-экономического развития Беларуси
• Рекреационное природопользование
• Экологическое образование
• Социально-экономические проблемы стран мира
• Проблемы методики преподавания географии и процесс формирования компетентного специалиста

40
7 Кафедра естественнонаучных дисциплин
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Совершенствование подготовки студентов факультета начального образования к практико-ориентированному обучению учащихся на I ступени общего и среднего образования по предметам «Математика» и «Человек и мир». Разработка учебно-методических комплексов по математике для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы Республики Беларусь, по математике для 1-4 классов для детей с нарушением слуха, по математике для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы Республики Беларусь, по алгебре для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы Республики Беларусь.

85
8 Кафедра информатики и методики преподавания информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества подготовки учителя математики и информатики. Научно-методические основы разработки информационно-образовательной среды подготовки учителя физики и информатики.

4 28
9 Кафедра истории Беларуси

Члены кафедры ўдзельнічаюць у распрацоўцы 6 тэм па Фонду фундаментальных даследаванняў Рэспублікі Беларусь, новых навучальных стандартаў, базавых і тыпавых праграм па гісторыі Беларусі і гістарыяграфіі гісторыі Беларусі.

4 38
10 Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья

Кафедра является учебно-педагогическим и научным центром в Беларуси по изучению антиковедения, медиевистики, этнической истории, исследования проблем методологии, в частности методов построения научного и образовательного исторического знания.

8 15
11 Кафедра клинической и консультативной психологии

особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, психологическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста (диагностика развития, коррекциия).

23
12 Кафедра логопедии Логопедия

1. Совершенствование технологий обучения студентов («Комплексы практико-ориентированных учебно-методических заданий как средство формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов»; «Обобщение и систематизация профессиональных умений учителей-логопедов в соответствии с ключевыми профессиональными компетенциями»);
2. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи;
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях интегрированного обучения и воспитания.

1 9
13 Кафедра математики и методики преподавания математики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики в условиях современного образовательного процесса.

26
14 Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Разработка современных медико-биологических принципов формирования здоровья в системе физического воспитания.

36
15 Кафедра методик дошкольного образования

Теория и методика дошкольного образования

65 35
16 Кафедра морфологии и физиологии человека и животных

Изучение биологического разнообразия животных Республики Беларусь и факторов влияющих на состояние популяций редких и охраняемых видов животных.
2. Фаунистическое и таксономическое изучение избранных групп жесткорылых насекомых Палеарктики.
3. Изучение морфо-функционального состояния и адаптивных резервов организма школьников.
4. Разработка научно-методической базы по формированию здорового образа жизни.
Сотрудники кафедры участвуют в республиканских и международных конференциях, выполнении государственных научно-исследовательских программ.
Кафедра располагает материально-технической базой, включающей 6 учебных лабораторий, 1 коллекционный кабинет.
На базе ГУО «Средняя школа № 196 г. Минска» в 2012 году создан филиал кафедры.

41
17 Кафедра музыкально-инструментальных дисциплин

«Художественно-эстетическое развитие личности в музыкально-образовательной среде», «Модернизация музыкально-образовательного процесса в инструментальных классах».

81
18 Кафедра музыкально-педагогического образования

"Дирижерско-хоровая подготовка будущего учителя музыки на основе интеграции специальных дисциплин в условиях высшего профессионального образования", "Вокально-педагогические основы формирования профессиональных качеств учителя музыки".

37 5
19 Кафедра новой и новейшей истории

В числе научных направлений и школ на кафедре успешно развиваются германистика, гендерная история, англоведение, американистика и история международных отношений в Новое и Новейшее время.

7 25
20 Кафедра общего и русского языкознания

Русистика, белорусистика, теория и философия языка, нейролингвистика, религиоведение, семиотика культуры.

42
21 Кафедра общей биологии и ботаники

1. Совершенствование структуры и содержания биологического образования, создание учебно-методических комплексов;
2. Оценка биоразнообразия и экологические особенности биоты антропогенных территорий Беларуси;
3. Изучение влияния различных факторов на физиолого-биохимические показатели растений;
4. Разработка научных основ аквакультуры речных раков на подогретых водах энергетических объектов;
5. Разработка синтаксономии растительности как основа оценки биоразнообразия, охраны и рационального использования фиторесурсов Беларуси.

Сотрудники кафедры поддерживают дружеские и деловые контакты с НИЛ «Гидроэкологии», «Озероведения», кафедрами ботаники и физиологии растений БГУ, ГНУ ЦБС НАН Беларуси, ИЭБ НАНБ, ИГИЦ НАНБ, ИБИКИ НАНБ.
В научных исследованиях кафедры принимают участие студенты, магистранты и аспиранты.

55
22 Кафедра общей и детской психологии

Социальная психология личности. Сохранение и укрепление психологического здоровья личности в современной социокультурной среде. Современные образовательные и социально-психологические технологии.

1 25
23 Кафедра общей и дошкольной педагогики Дошкольное образование

Теория и методика дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования.

9 38
24 Кафедра общей и организационной психологии

Методология психологических исследований, специальная психология, проблемы самоидентификации личности.

19
25 Кафедра олигофренопедагогики

- Теоретико-методологические и методические основы обеспечения и оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.
- Разработка научно-методических основ подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
- Научно-методическое обеспечение образования детей с интеллектуальной недостаточностью и других категорий лиц с особенностями психофизического развития.

52
26 Кафедра основ специальной педагогики и психологии

• Теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированных заданий интеграционного содержания по дисциплинам медико-биологического и психолого-педагогического блоков на компетентностной основе;
• Выявление адаптивных механизмов продуктивной жизнедеятельности взрослеющего человека в условиях социокультурной неопределенности.

40
27 Кафедра педагогики и психологии начального образования
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Разработка психолого-педагогических основ подготовки будущих учителей начальных классов к формированию эстетической культуры младших школьников в контексте компетентностного подхода»

68
28 Кафедра психологии образования
Психология
Педагогическая психология

Психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

42
29 Кафедра русской и зарубежной литературы Русский язык и литература

«Национальная идентичность русской и зарубежной литератур в современных условиях», «Методические аспекты профессиональной подготовки учителя литературы в ВУЗе»

1 47
30 Кафедра славянской истории и методологии исторической науки

Социальная история Беларуси и России периода капитализма, франко-русская война 1812 – 1814 гг., история Чехии и Словакии.

2 32
31 Кафедра социальной и семейной психологии
Психология семейных отношений
Практическая психология

Семейная психология, Кризисная психология

113
32 Кафедра социальной педагогики

Разработка образовательных ресурсов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих специалистов социально-педагогических и психологических служб в современных социокультурных условиях

40 10
33 Кафедра социальной работы Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Разработка и внедрение современных подходов как на уровнях социально-педагогической деятельности, так и для оптимизации процесса практической реализации методов и технологий социальной работы с различными категориями нуждающихся;
разработка и внедрение практикоориентированного научно-методического обеспечения подготовки специалистов по социальной работе на основе компетентностного подхода;

19 1
34 Кафедра спортивно-педагогических дисциплин

Комплексное изучение физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и мнения учащейся молодёжи по здоровому образу жизни №200784

27
35 Кафедра сурдопедагогики

«Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов» (2016–2020 гг.).

40 34 11
36 Кафедра теории и методики преподавания искусства

Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов по дисциплинам искусствоведческого профиля; современные тенденции изучения белорусской народной культуры в контексте славянских традиций студентами педагогических вузов.

8 232
37 Кафедра теории и методики физической культуры

Динамика различных факторов готовности учащихся и студентов к освоению будущей профессии.

38 Кафедра тифлопедагогики

«Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога) средствами виртуального практикума» (2016–2020 гг.).

34 7 7
39 Кафедра физики и методики преподавания физики

Разработка новых методов дидактики на основе современных информационных технологий применительно к совершенствованию преподавания физики в выс-шей и средней школе.

Исследование свойств конденсированных сред, включая вопросы синтеза новых сегнетоэлектрических, магнитных, сверхпроводящих материалов в виде поли / моно – кристаллов высокой степени химической чистоты и физического совер-шенства,

Физика элементарных частиц в расширениях стандартной модели; разработка полевых методов описания частиц, их структуры и низкоразмерных квантовых систем.

1 19 2
40 Кафедра физического воспитания и спорта

Научно-исследовательская работа кафедры проводится в соответствие с утверждённой темой:

«Совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности»

Научный руководитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Балай Анатолий Антонович.

Предполагаемые исполнители НИР: педагогический состав кафедры – доцент, к.п.н. Григоревич И.В.; старшие преподаватели – Вереник И.И., Дорошевич В.Л., Злотникова Л.Л., Игнатович Д.А., Кукель А.А., Круталевич О.П., Малахов С.В., Поляков Г.В., Салычиц А.Ф., Сапун В.Ф., Скодоров Т.И., Солтан П.Г., Сущенко Г.Н., Хорошилова Т.В., Шалимо И.А., Юдина В.В.; преподаватели – Авхимович Ю.А., Бабук Т.А., Балабан А.П., Бахмутова Т.А., Белоус О.В., Бульбенова О.Н., Вереник Д.И., Мицкевич Т.А., Мойсеенко Г.Н., Новикова Н.В., Пантелей Д.Н., Поликарпова Л.С., Стебаков А.И., Туркина Е.А., Фёдорова Н.Г.

Цель и задачи исследования; методы исследования.

Цель исследования: совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Задачи исследования:

1.Изучить разработанность исследуемой проблемы по данным отечественной и зарубежной литературы, выявить тенденции и инновационные подходы к проблеме сбережения здоровья студентов.

2.Изучить особенности и взаимосвязь показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов БГПУ.

3.Выявить наиболее информативные и универсальные критерии оценки показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния в системе базы данных студентов БГПУ.

4.Разработать методику занятий физическими упражнениями, направленную на формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

5.Экспериментально проверить эффективность разработанных методов и средств здоровьесбережения студентов БГПУ.

6.Разработать методические рекомендации по применению технологии здоровьесбережения средствами физической культуры и спорта.

Результаты исследований, проведенных преподавательским составом кафедры в соответствие с темой НИР нашли отражение в изданных программах, методических рекомендациях и учебных пособиях:

1.«Теоретические основы построения спортивной техники» уч. программа для специальности «Спортивная инженерия» Регистр. № 1772 УМО ВУЗов РБ по образованию в области приборостроения БНТУ, Минск, 2007// Зайцев И.Ф.

2.«Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII кл-в / Минск, БГПУ, 2007// Лопатик Т.А. с соавт.

3. Спортивное ориентирование/Пособие// Григоревич И.В.- Минск, изд-во БГПУ, 2008.- 104 с.

4. Методика преподавания физической культуры//Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям:02 01 Начальное образование; 1-01 02 02 : Начальное образование. Дополнительная специальность. Авт.-сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко.- Мн.: 2010.

5. Правила выполнения тестов для оценки физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (дополнение к Дневнику здоровья)//Методические рекомендации. Сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко, И.Ф.Зайцев.- Мн.: 2010.

6. Средства и формы самостоятельных занятий студенческой молодёжи// Пособие. Авт.-сост.: Б.Н.Калюнов, И.В. Григоревич, Н.Н.Саликова, А.А.Вашкевич.- Мн.: 2010, 93 с.

7. «Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII классов / Минск, БГПУ, 2007.- 78 с. // Лопатик Т.А. с соавт.

41 Кафедра химии

в области химического синтеза и исследования структуры соединений – синтез и изучение строения новых полифункционально замещенных соединений для использования в тонком органическом синтезе и медико-биологических исследованиях; в области педагогики – теоретико-методические основы подготовки учителей химии в аспекте концепции непрерывного многоуровневого образования.

28
42 Кафедра художественного и педагогического образования

Совершенствование профессиональной подготовки педагога-художника средствами компьютерных технологий.

2 31
43 Кафедра эстетического образования
Начальное образование
Начальное образование. Дополнительная специальность

«Оптимизация подготовки учителей начальных классов к художественно-педагогической деятельности в школе» предполагает работу всех членов кафедры.

37