Кафедра Маркетинг

Краткая информация

Заведующий кафедрой

Якушенко Ксения Валентиновна

кандидат экономических наук, доцент
Направление научной работы В рамках ГБ 16-277 (научный руководитель – кандидата технических наук, доцент Глубокий С.В.) «Маркетинговое обеспечение новой стратегии роста конкурентоспособности белорусских промышленных предприятий с учетом вызовов и тенденций развития мирового хозяйства», выполняемой в рамках второй половины рабочего дня ППС, осуществлялась разработка методологических решений по совершенствованию маркетингового обеспечения. Рекомендованы решения по разработке маркетингового обеспечения на инновационно-ассортиментном, финансово-ценовом, экспортно-сбытовом и рекламно-информационном уровнях; разработаны формы экспортно-ориентированных (активных, реактивных, интерактивных и проактивных) маркетинговых коммуникаций; обоснована целесообразность использования финансово-ценовых инструментов в маркетинге промышленных предприятий на внешних рынках; разработаны рекомендации по совершенствованию методов управления подразделением маркетинга с учетом концепций

Зав. кафедрой «Маркетинг», кандидата экономических наук, доцент Якушенко К.В. участвовали также выполнении следующих госбюджетных тем Белорусского государственного университета (кафедры международных экономических отношений БГУ):

1) «Научное обоснование механизма роста конкурентоспособности белорусской экономики в условиях интернационализации и региональной экономической интеграции»;
2) «Разработка стратегии экономического суверенитета и эффективной внешнеторговой политики Беларуси в системе международной интеграции»;
3) «Внешнеэкономические связи Республики Беларусь в условиях в условиях глобализации и регионализации».

Подана заявка для участия в ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на тему исследования «Разработка научно-методического подхода и практических рекомендаций по усилению конкурентных преимуществ экспортоориентированных организаций промышленного сектора на внешних рынках (руководитель проекта – д.э.н., профессор, член-корреспондент Дайнеко А.Е.).

Работниками кафедры «Маркетинг» в 2018 году защищена 1 кандидатская диссертация в совете при других учреждениях. К научному руководству аспирантами, из числа сотрудников кафедры, привлекались 2 доктора и 2 кандидата наук.

Научные и творческие связи кафедры маркетинга:

— с консультационным центром предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь «Промкомплекс» отражены в виде работы сов-местной редакции научно-практических журналов «Маркетинг: идеи и технологии», «Практическое ценообразование», «Экономика. Финансы. Управление»;
— с издательством «КапиталМедиаГрупп» отражены в виде совместной редакции научно-практических журналов «Главный экономист» и «Труд и заработная плата»;
— с издательством «СпаудаГрупп» отражены в виде совместной редакции производственно-практических журналов «Генеральный директор» и «Коммерческий директор».

Доцент кафедры маркетинга, кандидата технических наук, доцент Глубокий С.В. является инициатором создания и ведущим научным редактором научно-практического журнала «Маркетинг: идеи и технологии».

Работники кафедры «Маркетинг» приняли участие в работе 17 конференций, совещаний и т.п., проведенных на базе других вузов, учреждений, организаций

Профессор кафедры «Маркетинг», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси Дайнеко Алексея Евгеньевича в 2018 г.:

1) Научный руководитель подпрограммы 2 «Экономика» Государственной программы научных исследований на 2016-2020 годы «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» НАН Беларуси.
2) Ответственный исполнитель отдельного проекта фундаментальных и прикладных научных исследований НАН Беларуси «Провести системные исследования аграрного рынка Евразийского экономического союза в контексте действия норм ВТО и выработать научно-обоснованные предложения по его эффективному формированию и функционированию на примере рынка мясомолочной продукции».
3) Председатель Совета по защите докторских диссертаций Д 01.46.01 при ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси».
4) член Секции гуманитарных и социальных наук Комиссии НАН Беларуси по премиям и комиссии НАН Беларуси по премиям.
Научная работа со студентами:

Одним из приоритетных направлений работы кафедры является вовлечение студентов в активную научно-исследовательскую работу, т.е. максимальный охват с первого года обучения в университете. Работа профессорско-преподавательского состава кафедры в этом направлении нацелена не только на подготовку высококвалифицированных экономистов-маркетологов, но и на развитие их научного потенциала. Все это позволяет обеспечивать тесную взаимосвязь учебного процесса с научными исследованиями студентов в различных областях прикладного маркетинга деятельности субъектов хозяйствования и сферы услуг под лозунгом «Наука – образованию, производству, экономике».

Преподавателями кафедры ежегодно уточняются темы научных исследований в плане их актуализации и креативности, которые охватывают широкий спектр маркетинговой деятельности предприятий на внутреннем и внешних рынках. Многие студенты в своих исследованиях обращаются к практике развития маркетинга на передовых зарубежных фирмах. Сложилась устойчивая и последовательная цепочка: темы курсовых работ и задания по их выполнению содержат исследовательские элементы, а уже в дипломных работах предусмотрен целый научно-исследовательский раздел. Будущие экономисты-маркетологи активно участвуют в вузовских научных конференциях и семинарах, а также в Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь.

По результатам студенческой научно-технической конференции ФММП ежегодно публикуется сборник научных материалов. Лучшие студенты, проявившие склонность к исследовательской работе, после окончания университета продолжают свою работу в магистратуре и аспирантуре, защищают магистерские и кандидатские диссертации, работают в вузах и научно-исследовательских учреждениях страны. На кафедре работают два студенческих научно-исследовательских кружка – при журналах «Маркетинг: идеи и технологии» (с 2001 г.) и «Продажи» (с 2007 г.). Продолжают работу студенческие научно-исследовательские кружки при журналах «Главный экономист» (с сентября 2010 г.), «Управление персоналом» (с января 2011 г.) и «Коммерческий директор» (с 2012 г.). Силами ППС, аспирантско-магистрантского и студенческого состава ежегодно выпускаются и распространяются по организациям РБ: — научно-практический журнал «Маркетинг: идеи и технологии» (единственное в РБ периодическое издание данного профиля) – 10 выпусков в год; — научно-практический журнал «Продажи и торговое оборудование» – 4 выпуска в год.

За отчетный период с участием студентов было опубликовано 10 статей и 162 тезисов докладов. С докладами на конференциях различного уровня выступило 156 студентов, что составляет 76 % от общего количества студентов кафедры маркетинга.
Дата основания 1994
№ кабинета пр-т Независимости 67, учебный корпус 18
Web-сайт

https://fmmp.bntu.by/kafedry/marketing/


E-mail

marketing [at] bntu [dot] by


Специальности ОКРБ 011-2009
Маркетинг
Экономика и управление на предприятии

Показатели работы в 2023 г.

Печатных изданий 5
Публикаций в научных изданиях 36
Внедренных разработок 1
Выпущенных специалистов 72
Распределенных специалистов 72
Предприятия для распределения выпускников Предприятия Министерства промышленности Республики Беларусь
Филиалы выпускающих кафедр Филиал кафедры при Маркетинг-центре Минского тракторного завода (создан решением Совета БНТУ 04.06.2007 г. протокол №9, приказ №07-П 21.01.2008 г.; распоряжением по МТЗ от 24 марта 2008 г. протокол № 107).

Дополнительная информация

Кафедра «Маркетинг» была создана в 1996 году и все эти годы является выпускающей. Кафедра готовит маркетологов-экономистов высокой квалификации.

В настоящее время на кафедре работают 1 профессор, 6 доцентов и кандидатов наук, 11 старших преподавателей и 3 преподавателя. За кафедрой закреплено более 20-ти дисциплин маркетингового цикла. Кафедру возглавляет кандидат экономических наук,  доцент Якушенко Ксения Валентиновна.

Профессорско-преподавательский и аспирантско-магистрантский состав кафедры участвует в проведении «круглых столов» с сотрудниками ведущих промышленных предприятий страны.Преподаватели кафедры проводят занятия со студентами по международному и промышленному маркетингу, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах факультета и университета.Кафедра сотрудничает с ведущими компаниями, где студенты могут получить опыт в  проведении маркетинговых и научных исследований, приобретают опыт маркетинговой деятельности.

За время существования кафедры подготовлено более тысячи специалистов-маркетологов высшего класса. Наши выпускники востребованы на внутреннем и внешнем рынках, благодаря владению прикладным маркетингом, иностранными языками, компьютерными технологиями, вопросами конструкторско-технологического и дизайнерского обеспечения бизнеса.

С 2013 года в рамках Школы маркетинга, менеджмента, предпринимательства ФММП БНТУ открыта специализированная Школа «Маркетинга и рекламы», которую возглавляет доцент кафедры маркетинга Глубокий С.В. Многие слушатели школы, получив сертификаты об успешном окончании и выдержав вступительные испытания, стали студентами ФММП. Школа «Маркетинга и рекламы» помогла абитуриентам выбрать будущую профессию маркетолога-аналитика, дизайнера рекламы, мерчендайзера, поскольку на занятиях они встречались не только со своими будущими преподавателями, но и с известными специалистами в этих областях маркетинга.

Преподаватели кафедры сотрудничают с коллегами многих зарубежных высших учебных заведений: — Национальный исследовательский университет МИЭТ (Россия), — Киевский технический университет «Политех» (Украина), — Рижский технический университет (Латвия), — Таллиннский технический университет (Эстония), — Бизнес-школа Гринвичского университета (Великобритания), — Оснабрюкский университет (Германия), — Университет Эншеде (Нидерланды), — Университет Тор-Вергата (Италия). В рамках межгосударственных и межвузовских соглашений на кафедре обучаются десятки иностранных граждан из дальнего зарубежья.

Благодаря сочетанию новаторского подхода в обучении и высокого профессионализма преподавателей, студенты получают прочные теоретические знания и практические навыки в области маркетинга.

Наряду с усвоением теоретических знаний, студенты на протяжении всего обучения участвуют в реализации разнообразных проектов, приобретая практические навыки. Студенты-маркетологи учатся создавать продающие тексты, коммерческие предложениябрифыбрендбуки. Также учащиеся приобретают навыки организации различных мероприятий и обучаются техникам личных продаж. На старших курсах будущие маркетологи на примерах белорусских предприятий учатся проводить исследования, разрабатывать стратегии и новые продукты.

Только на нашем факультете маркетологи получают базовые знания по конструкторско-техническому обеспечению производства, что дает им преимущество перед выпускниками других ВУЗов, поскольку в современном производстве роль маркетинга на этапе разработки новых товаров возрастает. И только на нашем факультете есть собственная Кафедра «Межкультурной профессиональной коммуникации», что делает языковую подготовку студентов-маркетологов более эффективной.В процессе обучения, на занятия приглашаются руководители различных компаний, маркетологи и консультанты. Эта практика позволяет студентам ознакомиться с бизнес-средой и приобрести полезные, для дальнейшей деятельности, контакты. Теоретические курсы профильных предметов, таких как Инновационный маркетингСтратегический маркетингМаркетинговые коммуникации и другие, постоянно обновляются в соответствии с современными отечественными и зарубежными исследованиями.

Помимо специализированных предметов студенты в полном объеме изучают экономические дисциплины: Макроэкономика, Бухгалтерский учет, Анализ хозяйственной деятельности, Логистика, Статистика и другие. Такая подготовка позволяет выпускникам успешно работать в самых разных должностях и направлениях.