Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 19.04.2023
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Специальности ОКРБ 011-2009 Специальности ОКРБ 011-2022 Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Кафедра беларускага мовазнаўства

Асноўная праблематыка навуковых даследаванняў выкладчыкаў кафедры – функцыянаванне сучаснай беларускай літаратурнай мовы, гісторыя і дыялекталогія беларускай мовы, лексікалогія і лексікаграфія, анамастыка і этналінгвістыка, разнастайныя пытанні лінгвадыдактыкі. На кафедры распрацоўваюцца наступныя фундаментальныя навуковыя тэмы:
«Беларуская нацыянальная мова ва ўсходнеславянскай лексікаграфіі: дынаміка метадалагічных падыходаў, тыпалогія формаў, вектары развіцця»;
«Нацыянальная мова і мовазнаўства на сучасным этапе: стан, кірункі даследаванняў, перспектывы развіцця».

2 Кафедра беларускай літаратуры і культуры

Навукова-даследчая дзейнасць выкладчыкаў кафедры ў 2011 года ажыццяўлялася ў межах кафедральных тэм «Беларуская і сусветная літаратура ў сістэме міжкультультурных камунікацый» і «Культурна-гістарычны працэс у Беларусі: дынаміка і асноўныя тэндэнцыі развіцця».
Выкладчыкі кафедры з’яўляюцца членамі часовага навуковага калектыву тэмы «Параўнальнае вывучэнне літаратур свету: беларускі кантэкст» (Г.Я. Адамовіч, Т.М. Тарасава, І.М. Гоўзіч), удзельнікамі тэмы «Разработка электронного учебно-методичекого комплекса “Белорусская литература. 11 класс”» (Гоўзіч І.М., Грамадчанка Т.К.).

4 107
3 Кафедра белорусского и русского языкознания Начальное образование

Разработка научно-методического обеспечения преподавания лингвометодических дисциплин в условиях внедрения стандартов 3+

53
4 Кафедра возрастной и педагогической психологии

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение когнитивно-личностного развития студентов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов.

7 27
5 Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории История и обществоведческие дисциплины

6 Кафедра географии и методики преподавания географии

Научно-исследовательская работа
Сфера научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры сложна и многогранна. Среди направлений научной работы необходимо отметить такие, как:
• Геоэкологические последствия техногенеза в окружающей среде
• Рациональное использование ресурсов литосферы и гидросферы
• Геоморфология
• Региональные аспекты социально-экономического развития Беларуси
• Рекреационное природопользование
• Экологическое образование
• Социально-экономические проблемы стран мира
• Проблемы методики преподавания географии и процесс формирования компетентного специалиста

13
7 Кафедра естественнонаучных дисциплин Начальное образование

Совершенствование подготовки студентов факультета начального образования к использованию учебного моделирования при обучении учащихся на І ступени общего среднего образования по предметам «Математика» и «Человек и мир»

94
8 Кафедра информатики и методики преподавания информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества подготовки учителя математики и информатики. Научно-методические основы разработки информационно-образовательной среды подготовки учителя физики и информатики.

5 43
9 Кафедра информационных технологий в образовании

10 Кафедра клинической и консультативной психологии

психология способностей, медиапсихология, психолингвистика, психология семейных отношений, психологическое сопровождение родительства, домашнее насилие, становление и формирование волонтерской деятельности, бизнес-психология, психология маркетинга и рекламы, медиация, конфликтология.

24
11 Кафедра коррекционно-развивающих технологий

Теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированных заданий по дисциплинам медико-биологического и методического циклов на компетентностной основе

42 35 10
12 Кафедра логопедии Логопедия

1. Совершенствование технологий профессиональной подготовки учителей-логопедов
(«Научное обоснование и разработка средств диагностики профессиональных компетенций будущих логопедов», «Комплексы практико-ориентированных учебно-методических заданий как средство формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов»).
2. Современные подходы к выявлению, предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей и взрослых.

32 16
13 Кафедра математики и методики преподавания математики

Разработка учебно-методического обеспечения математической подготовки в системе общего среднего и высшего педагогического образования на основе компетентностного подхода

24 37
14 Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Разработка современных медико-биологических принципов формирования здоровья в системе физического воспитания.

36
15 Кафедра методик дошкольного образования

Теория и методика дошкольного образования

65 35
16 Кафедра морфологии и физиологии человека и животных

Изучение общих закономерностей физического развития школьников.
Изучение особенности психических процессов (внимания и памяти) и умственной работоспособности у школьников.
Установление закономерностей влияния обучающей среды на состояние здоровья учащихся.
Исследование современных проблем здоровьесберегающих технологий в учреждениях образования.
Совершенствование содержания и научно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по дисциплинам биологического профиля.
Изучение морфологии и фенетики позвоночных и беспозвоночных животных.
Выяснение ключевых факторов и механизмов их воздействия на состояние популяций редких и хозяйственно значимых видов животных в открытых и рекреационных экосистемах Беларуси.
Систематика насекомых и прикладная энтомология.
Разработка учебных пособий по преподаваемым на кафедре дисциплинам.

7 45 5
17 Кафедра музыкально-инструментальных дисциплин

«Художественно-эстетическое развитие личности в музыкально-образовательной среде», «Модернизация музыкально-образовательного процесса в инструментальных классах».

81
18 Кафедра музыкально-педагогического образования

разработка стратегических направлений и механизмов трансформации профессиональной подготовки учителей художественно-эстетического профиля.

5 187
19 Кафедра общего и русского языкознания

Русистика, белорусистика, теория и философия языка, нейролингвистика, религиоведение, семиотика культуры.

42
20 Кафедра общей биологии и ботаники

Разработка научно- и учебно-методического обеспечения учебного процесса по биологии в системе общего среднего и высшего педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода.

58 4
21 Кафедра общей и детской психологии

Социальная психология личности. Сохранение и укрепление психологического здоровья личности в современной социокультурной среде. Современные образовательные и социально-психологические технологии.

1 25
22 Кафедра общей и дошкольной педагогики Дошкольное образование

Теория и методика дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования.

10 38
23 Кафедра общей и организационной психологии

психология развития, акмеология.

19
24 Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования

1. Формирование профессиональных компетенций специалистов, готовых к реализации коррекционно-образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития разных нозологических групп в условиях образовательной инклюзии.
2. Разработка учебно-методического обеспечения и современных образовательных инструментов и технологий для инклюзивного образования.

78 35
25 Кафедра педагогики и психологии начального образования Начальное образование

Разработка научно-методического обеспечения преподавания психолого-педагогических дисциплин в условиях внедрения стандартов 3+

64
26 Кафедра психологии образования
Психология
Педагогическая психология

Психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

42
27 Кафедра русской и зарубежной литературы Русский язык и литература

«Национальная идентичность русской и зарубежной литератур в современных условиях», «Методические аспекты профессиональной подготовки учителя литературы в ВУЗе»

1 47
28 Кафедра социальной и семейной психологии
Психология семейных отношений
Практическая психология

Семейная психология, Кризисная психология

113
29 Кафедра социальной педагогики

разработка образовательных ресурсов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих специалистов социально-педагогических и психологических служб в современных социокультурных условиях.

172 169
30 Кафедра социальной работы Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

разработка практикоориентированного методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на основе компетентносного подхода.

5 19
31 Кафедра специальной педагогики

1. Разработка научно-методических основ подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
2. Теоретико-методологические и методические основы обеспечения и оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.

55 46
32 Кафедра спортивно-педагогических дисциплин

Комплексное изучение физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и мнения учащейся молодёжи по здоровому образу жизни №200784

27
33 Кафедра сурдопедагогики

«Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов» (2016–2020 гг.).

40 34 11
34 Кафедра теории и методики преподавания искусства

искусствоведение, педагогика преподавания искусства

45 45
35 Кафедра теории и методики физической культуры и менеджмента в туризме

Динамика различных факторов готовности учащихся и студентов к освоению будущей профессии.

36 Кафедра физики и методики преподавания физики

Разработка новых методов дидактики на основе современных информационных технологий применительно к совершенствованию преподавания физики в выс-шей и средней школе.

Исследование свойств конденсированных сред, включая вопросы синтеза новых сегнетоэлектрических, магнитных, сверхпроводящих материалов в виде поли / моно – кристаллов высокой степени химической чистоты и физического совер-шенства,

Физика элементарных частиц в расширениях стандартной модели; разработка полевых методов описания частиц, их структуры и низкоразмерных квантовых систем.

1 19 2
37 Кафедра физического воспитания и спорта

Научно-исследовательская работа кафедры проводится в соответствие с утверждённой темой:

«Совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности»

Научный руководитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Балай Анатолий Антонович.

Предполагаемые исполнители НИР: педагогический состав кафедры – доцент, к.п.н. Григоревич И.В.; старшие преподаватели – Вереник И.И., Дорошевич В.Л., Злотникова Л.Л., Игнатович Д.А., Кукель А.А., Круталевич О.П., Малахов С.В., Поляков Г.В., Салычиц А.Ф., Сапун В.Ф., Скодоров Т.И., Солтан П.Г., Сущенко Г.Н., Хорошилова Т.В., Шалимо И.А., Юдина В.В.; преподаватели – Авхимович Ю.А., Бабук Т.А., Балабан А.П., Бахмутова Т.А., Белоус О.В., Бульбенова О.Н., Вереник Д.И., Мицкевич Т.А., Мойсеенко Г.Н., Новикова Н.В., Пантелей Д.Н., Поликарпова Л.С., Стебаков А.И., Туркина Е.А., Фёдорова Н.Г.

Цель и задачи исследования; методы исследования.

Цель исследования: совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Задачи исследования:

1.Изучить разработанность исследуемой проблемы по данным отечественной и зарубежной литературы, выявить тенденции и инновационные подходы к проблеме сбережения здоровья студентов.

2.Изучить особенности и взаимосвязь показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов БГПУ.

3.Выявить наиболее информативные и универсальные критерии оценки показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния в системе базы данных студентов БГПУ.

4.Разработать методику занятий физическими упражнениями, направленную на формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

5.Экспериментально проверить эффективность разработанных методов и средств здоровьесбережения студентов БГПУ.

6.Разработать методические рекомендации по применению технологии здоровьесбережения средствами физической культуры и спорта.

Результаты исследований, проведенных преподавательским составом кафедры в соответствие с темой НИР нашли отражение в изданных программах, методических рекомендациях и учебных пособиях:

1.«Теоретические основы построения спортивной техники» уч. программа для специальности «Спортивная инженерия» Регистр. № 1772 УМО ВУЗов РБ по образованию в области приборостроения БНТУ, Минск, 2007// Зайцев И.Ф.

2.«Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII кл-в / Минск, БГПУ, 2007// Лопатик Т.А. с соавт.

3. Спортивное ориентирование/Пособие// Григоревич И.В.- Минск, изд-во БГПУ, 2008.- 104 с.

4. Методика преподавания физической культуры//Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям:02 01 Начальное образование; 1-01 02 02 : Начальное образование. Дополнительная специальность. Авт.-сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко.- Мн.: 2010.

5. Правила выполнения тестов для оценки физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (дополнение к Дневнику здоровья)//Методические рекомендации. Сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко, И.Ф.Зайцев.- Мн.: 2010.

6. Средства и формы самостоятельных занятий студенческой молодёжи// Пособие. Авт.-сост.: Б.Н.Калюнов, И.В. Григоревич, Н.Н.Саликова, А.А.Вашкевич.- Мн.: 2010, 93 с.

7. «Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII классов / Минск, БГПУ, 2007.- 78 с. // Лопатик Т.А. с соавт.

38 Кафедра химии

В области химического синтеза и исследования структуры соединений – синтез и изучение строения новых полифункционально замещенных соединений для использования в тонком органическом синтезе и медико-биологических исследованиях; в области педагогики – теоретико-методические основы подготовки учителей химии в аспекте концепции непрерывного многоуровневого образования.

63
39 Кафедра эстетического образования Начальное образование

«Оптимизация подготовки учителей начальных классов к художественно-педагогической деятельности в школе» предполагает работу всех членов кафедры.

37
40 Художественно-педагогического образования

выявление актуальных направлений модернизации художественно-педагогического образования в условиях социальной трансформации современного общества.

31