Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 04.04.2024
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Специальности ОКРБ 011-2009 Специальности ОКРБ 011-2022 Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Кафедра «Беларускай i замежнай літаратуры» 6-05-0113-02 Филологическое образование (с указанием предметных областей)

Навукова-даследчая дзейнасць выкладчыкаў кафедры ў 2011 года ажыццяўлялася ў межах кафедральных тэм «Беларуская і сусветная літаратура ў сістэме міжкультультурных камунікацый» і «Культурна-гістарычны працэс у Беларусі: дынаміка і асноўныя тэндэнцыі развіцця».
Выкладчыкі кафедры з’яўляюцца членамі часовага навуковага калектыву тэмы «Параўнальнае вывучэнне літаратур свету: беларускі кантэкст» (Г.Я. Адамовіч, Т.М. Тарасава, І.М. Гоўзіч), удзельнікамі тэмы «Разработка электронного учебно-методичекого комплекса “Белорусская литература. 11 класс”» (Гоўзіч І.М., Грамадчанка Т.К.).

1 47
2 Кафедра «Замежных моў»

42
3 Кафедра «Мовазнаўства i лiнвадыдактыкi»

Асноўная праблематыка навуковых даследаванняў выкладчыкаў кафедры – функцыянаванне сучаснай беларускай літаратурнай мовы, гісторыя і дыялекталогія беларускай мовы, лексікалогія і лексікаграфія, анамастыка і этналінгвістыка, разнастайныя пытанні лінгвадыдактыкі. На кафедры распрацоўваюцца наступныя фундаментальныя навуковыя тэмы:
«Беларуская нацыянальная мова ва ўсходнеславянскай лексікаграфіі: дынаміка метадалагічных падыходаў, тыпалогія формаў, вектары развіцця»;
«Нацыянальная мова і мовазнаўства на сучасным этапе: стан, кірункі даследаванняў, перспектывы развіцця».

4 Кафедра беларускай літаратуры і культуры

Навукова-даследчая дзейнасць выкладчыкаў кафедры ў 2011 года ажыццяўлялася ў межах кафедральных тэм «Беларуская і сусветная літаратура ў сістэме міжкультультурных камунікацый» і «Культурна-гістарычны працэс у Беларусі: дынаміка і асноўныя тэндэнцыі развіцця».
Выкладчыкі кафедры з’яўляюцца членамі часовага навуковага калектыву тэмы «Параўнальнае вывучэнне літаратур свету: беларускі кантэкст» (Г.Я. Адамовіч, Т.М. Тарасава, І.М. Гоўзіч), удзельнікамі тэмы «Разработка электронного учебно-методичекого комплекса “Белорусская литература. 11 класс”» (Гоўзіч І.М., Грамадчанка Т.К.).

4 107
5 Кафедра белорусского и русского языкознания Начальное образование 6-05-0112-02 Начальное образование

Разработка научно-методического обеспечения преподавания лингвометодических дисциплин в условиях обновления образовательного стандарта

53
6 Кафедра биологии и методики преподавания биологии 6-05-0113-03 Природоведческое образование (с указанием предметных областей)

Разработка научно- и учебно-методического обеспечения учебного процесса по биологии в системе общего среднего и высшего педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода.

58 4
7 Кафедра возрастной и педагогической психологии
6-05-0921-01 Социальная работа
6-05-0114-01 Социально-педагогическое и психологическое образование

Теоретическое обоснование и методическое обеспечение когнитивно-личностного развития студентов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов.

7 27
8 Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории История и обществоведческие дисциплины 6-05-0113-01 Историческое образование

9 Кафедра географии и экологии человека 6-05-0113-03 Природоведческое образование (с указанием предметных областей)

Научно-исследовательская работа
Сфера научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры сложна и многогранна. Среди направлений научной работы необходимо отметить такие, как:
• Геоэкологические последствия техногенеза в окружающей среде
• Рациональное использование ресурсов литосферы и гидросферы
• Геоморфология
• Региональные аспекты социально-экономического развития Беларуси
• Рекреационное природопользование
• Экологическое образование
• Социально-экономические проблемы стран мира
• Проблемы методики преподавания географии и процесс формирования компетентного специалиста

13
10 Кафедра естественнонаучных дисциплин Начальное образование 6-05-0112-02 Начальное образование

Совершенствование подготовки студентов факультета начального образования к использованию учебного моделирования при обучении учащихся на І ступени общего среднего образования по предметам «Математика» и «Человек и мир»

94
11 Кафедра информатики и методики преподавания информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества подготовки учителя математики и информатики. Научно-методические основы разработки информационно-образовательной среды подготовки учителя физики и информатики.

5 43
12 Кафедра истории Беларуси и славянских народов 6-05-0113-01 Историческое образование

13 Кафедра коррекционно-развивающих технологий 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование**

Теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированных заданий по дисциплинам медико-биологического и методического циклов на компетентностной основе

42 35
14 Кафедра логопедии Логопедия 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование**

«Разработка научно-методического обеспечения дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учителя-логопеда, в условиях модернизации содержания высшего педагогического образования».

16 10
15 Кафедра математики и методики преподавания математики

Разработка учебно-методического обеспечения математической подготовки в системе общего среднего и высшего педагогического образования на основе компетентностного подхода

24 37
16 Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Разработка современных медико-биологических принципов формирования здоровья в системе физического воспитания.

36
17 Кафедра методик дошкольного образования

Теория и методика дошкольного образования

65 35
18 Кафедра музыкально-педагогического образования

разработка стратегических направлений и механизмов трансформации профессиональной подготовки учителей художественно-эстетического профиля.

5 187
19 Кафедра общей и детской психологии

Социальная психология личности. Сохранение и укрепление психологического здоровья личности в современной социокультурной среде. Современные образовательные и социально-психологические технологии.

1 25
20 Кафедра общей и дошкольной педагогики Дошкольное образование

Теория и методика дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования.

10 38
21 Кафедра общей и организационной психологии 6-05-0313-01 Психология

психология развития, акмеология.

19
22 Кафедра педагогики

23 Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование**

1. Формирование профессиональных компетенций специалистов, готовых к осуществлению образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития в условиях реализации принципа инклюзии в образовании.
2. Разработка учебно-методических материалов, современных образовательных технологий и инструментов для обеспечения образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития в условиях реализации принципа инклюзии в образовании.


78 35
24 Кафедра педагогики и психологии начального образования Начальное образование 6-05-0112-02 Начальное образование

Разработка научно-методического обеспечения преподавания психолого-педагогических дисциплин в условиях обновления образовательного стандарта

64
25 Кафедра психологии образования и развития личности
Психология
Педагогическая психология

Психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

42
26 Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности

Кафедра обеспечивает психологическую подготовку студентов непрофильных специальностей на 6 факультетах БГПУ: факультет естествознания, физико-математический факультет, исторический факультет, филологический факультет, факультет эстетического образования, факультет физического воспитания.

24
27 Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 6-05-0113-01 Историческое образование

28 Кафедра социальной и семейной психологии
Психология семейных отношений
Практическая психология

Семейная психология, Кризисная психология

113
29 Кафедра социальной педагогики
6-05-0921-01 Социальная работа
7-06-0114-01 Социально-педагогическое и психологическое образование

разработка образовательных ресурсов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих специалистов социально-педагогических и психологических служб в современных социокультурных условиях.

172 169
30 Кафедра социальной работы Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

разработка практикоориентированного методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на основе компетентносного подхода.

5 19
31 Кафедра специальной педагогики 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование**

Разработка научно-методического обеспечения подготовки студентов специальности «Олигофренопедагогика» в условиях модернизации содержания высшего образования

14 45
32 Кафедра спортивно-педагогических дисциплин

Комплексное изучение физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и мнения учащейся молодёжи по здоровому образу жизни №200784

27
33 Кафедра теории и методики преподавания искусства

искусствоведение, педагогика преподавания искусства

45 45
34 Кафедра теории и методики физической культуры

Динамика различных факторов готовности учащихся и студентов к освоению будущей профессии.

35 Кафедра физики и методики преподавания физики

Разработка новых методов дидактики на основе современных информационных технологий применительно к совершенствованию преподавания физики в выс-шей и средней школе.

Исследование свойств конденсированных сред, включая вопросы синтеза новых сегнетоэлектрических, магнитных, сверхпроводящих материалов в виде поли / моно – кристаллов высокой степени химической чистоты и физического совер-шенства,

Физика элементарных частиц в расширениях стандартной модели; разработка полевых методов описания частиц, их структуры и низкоразмерных квантовых систем.

1 19 2
36 Кафедра физического воспитания и спорта

Научно-исследовательская работа кафедры проводится в соответствие с утверждённой темой:

«Совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности»

Научный руководитель: к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Балай Анатолий Антонович.

Предполагаемые исполнители НИР: педагогический состав кафедры – доцент, к.п.н. Григоревич И.В.; старшие преподаватели – Вереник И.И., Дорошевич В.Л., Злотникова Л.Л., Игнатович Д.А., Кукель А.А., Круталевич О.П., Малахов С.В., Поляков Г.В., Салычиц А.Ф., Сапун В.Ф., Скодоров Т.И., Солтан П.Г., Сущенко Г.Н., Хорошилова Т.В., Шалимо И.А., Юдина В.В.; преподаватели – Авхимович Ю.А., Бабук Т.А., Балабан А.П., Бахмутова Т.А., Белоус О.В., Бульбенова О.Н., Вереник Д.И., Мицкевич Т.А., Мойсеенко Г.Н., Новикова Н.В., Пантелей Д.Н., Поликарпова Л.С., Стебаков А.И., Туркина Е.А., Фёдорова Н.Г.

Цель и задачи исследования; методы исследования.

Цель исследования: совершенствование системы управления физическим состоянием студентов БГПУ на основе мониторинга их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Задачи исследования:

1.Изучить разработанность исследуемой проблемы по данным отечественной и зарубежной литературы, выявить тенденции и инновационные подходы к проблеме сбережения здоровья студентов.

2.Изучить особенности и взаимосвязь показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов БГПУ.

3.Выявить наиболее информативные и универсальные критерии оценки показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния в системе базы данных студентов БГПУ.

4.Разработать методику занятий физическими упражнениями, направленную на формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

5.Экспериментально проверить эффективность разработанных методов и средств здоровьесбережения студентов БГПУ.

6.Разработать методические рекомендации по применению технологии здоровьесбережения средствами физической культуры и спорта.

Результаты исследований, проведенных преподавательским составом кафедры в соответствие с темой НИР нашли отражение в изданных программах, методических рекомендациях и учебных пособиях:

1.«Теоретические основы построения спортивной техники» уч. программа для специальности «Спортивная инженерия» Регистр. № 1772 УМО ВУЗов РБ по образованию в области приборостроения БНТУ, Минск, 2007// Зайцев И.Ф.

2.«Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII кл-в / Минск, БГПУ, 2007// Лопатик Т.А. с соавт.

3. Спортивное ориентирование/Пособие// Григоревич И.В.- Минск, изд-во БГПУ, 2008.- 104 с.

4. Методика преподавания физической культуры//Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям:02 01 Начальное образование; 1-01 02 02 : Начальное образование. Дополнительная специальность. Авт.-сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко.- Мн.: 2010.

5. Правила выполнения тестов для оценки физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (дополнение к Дневнику здоровья)//Методические рекомендации. Сост.: А.А.Балай, Г.Н.Сущенко, И.Ф.Зайцев.- Мн.: 2010.

6. Средства и формы самостоятельных занятий студенческой молодёжи// Пособие. Авт.-сост.: Б.Н.Калюнов, И.В. Григоревич, Н.Н.Саликова, А.А.Вашкевич.- Мн.: 2010, 93 с.

7. «Физическая культура и здоровье»: прогр. и учеб. нормативы по физ. воспитанию уч-ся V – VII классов / Минск, БГПУ, 2007.- 78 с. // Лопатик Т.А. с соавт.

37 Кафедра химии и методики преподавания химии 6-05-0113-03 Природоведческое образование (с указанием предметных областей)

В области химического синтеза и исследования структуры соединений – синтез и изучение строения новых полифункционально замещенных соединений для использования в тонком органическом синтезе и медико-биологических исследованиях; в области педагогики – теоретико-методические основы подготовки учителей химии в аспекте концепции непрерывного многоуровневого образования.

63
38 Кафедра художественно-педагогического образования

выявление актуальных направлений модернизации художественно-педагогического образования в условиях социальной трансформации современного общества.

31