Витебский государственный университет имени П. М. Машерова: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 30.11.2020
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Название специальности (специализации, направления специальности) Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Алгебры и методики преподавания математики
Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)
Математика и информатика

Развитие и применение локальных методов исследования структуры конечных групп и их классов, методика преподавания математики в школе и Вузе.

44 9
2 Белорусского языкознания Белорусская филология (литературно-редакционная деятельность)

«Моўная карціна свету беларусаў і нацыянальна-культурная канцэпталогія»

7 32 17
3 Германской филологии
Романо-германская филология
Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)

Язык и литература как главные духовные ценности: социокультурный, лингвокультурологический, когнитивный и образовательный аспекты

38 8
4 Гражданского права и гражданского процесса
Правоведение
Международное право
Экономическое право

Теоретико – отраслевые основания сравнительного правоведения
Финансовое управление воспроизводством человеческого капитала в современных геополитических условиях развития

76 15
5 Декоративно-прикладного искусства и технической графики
Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)
Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы
Декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева)

История, теория и практика визуальных искусств

21 3
6 Дизайна
Дизайн (предметно-пространственной среды)
Изобразительное искусство и компьютерная графика

Системно-целостный подход при художественно-графической подготовке педагогов-художников и дизайнеров в процессе формирования качественно новой образной и гармоничной предметно-пространственной среды средствами дизайна (информационных технологий)

16 8
7 Дошкольного и начального образования
Дошкольное образование
Начальное образование

Имплементирование инновационных подходов к дошкольному и начальному образованию в современных условиях

3 45 3
8 Зоологии и ботаники Биология (научно-педагогическая деятельность)

1. На кафедре выполняются исследования по теме «Естественнонаучное и педагогическое обоснование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Белорусского Поозерья» по следующим разделам:
• Миграции и зимовки птиц Белорусского Поозерья;
• Экологические особенности роста и питания дендрофильных чешуекрылых;
• Комплексы почвенного герпетобия широколиственных и смешанных лесов окрестностей г. Витебска;
• Карабидокомплексы зеленых зон г. Витебска;
• Выемчатокрылые моли (Lepidoptera: Gelechiidae) фауны Белорусского Поозерья;
• Фауна и экология чешуекрылых насекомых Белорусского Поозерья;
• Малакофауна севера Беларуси;
• Орнитофауна урбанизированных селитебных территорий;
• Формирование и структура орнитокомплексов зарастающих вырубок в сосновых лесах Белорусского Поозерья;
• Флора и растительность Белорусского Поозерья;
• Консортивные связи: экзо- и эндоассоциации растительных и грибных организмов;
• Макрофитная растительность озер Белорусского Поозерья;
• Биохимический состав шрота масличных культур;
• Интродукция древесно-кустарниковых и травянистых цветочно-декоративных растений;
• Оценка состояния и тенденций популяций основных ресурсных, биоценотически наиболее значимых и редких видов птиц озерных экосистем Белорусского Поозерья;
• Оценка угроз распространения инвазивных видов родов бальзамин, борщевик и золотарник на территории западных и северных Витебской области, молекулярно-генетическое изучение их таксономического состава;
• Состав и происхождение фауны дождевых червей Беларуси;
• ЭЭГ-мониторирование сна и психоанализ сновидений у пациентов с эпилепсией, болезнью Паркинсона и тревожно-депрессивными расстройствами;
• Влияние экологических факторов на функциональное и психофизиологическое состояние человека;
• Развитие системы методической подготовки будущего учителя биологии и химии на интегративной основе;
• Использование ИКТ при обучении ботаники.
2. Развитие фундаментальных фаунистических, флористических, геоботанических, физиолого-биохимических исследований на кафедре осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями (научные коллекции, электронные базы данных, ГИС-технологии, ПЦР-анализ и др.).

40 18
9 Изобразительного искусства
Изобразительное искусство и компьютерная графика
Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы

Разработка теоретической и практической модели профессионального художественного и педагогического образования в сфере просвещения и культуры; витебская художественная школа. История и современность. Изобразительное искусство Беларуси и проблемы современного искусствоведения

4 12 7
10 Инженерной физики
Физика (научно-педагогическая деятельность)
Компьютерная безопасность (радиофизические методы и программно-технические средства)

Композиционные мультиферроики и сегнетоэлектрики с аномально высокими магнитоэлектрическими и диэлектрическими свойствами.
Разработка математических методов исследования сложных динамических систем.
Разработка алгоритмов и программ цифровой обработки изображений, распознавание и анализ графических образов, их измерение и сопоставление.
Современные педагогические приемы и методы преподавания общих и специальных дисциплин на основе информационно-коммуникационных технологий.

54 54 1
11 Информационные технологии и управление бизнесом
Математика и информатика
Прикладная информатика (по направлениям)
Программное обеспечение информационных технологий
Управление информационными ресурсами

Региональная экономика; инновационное развитие макроэкономических субъектов; конкурентоспособность социально-экономических систем.

18 8
12 Истории и культурного наследия
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)
История и обществоведческие дисциплины

Археология, американистика и история международных отношений в Новейшее время, германистика, источниковедение и историография, социально-экономическая, этническая и конфессиональная история Беларуси, гендерная история, история и культура Витебщины

65 10
13 истории и теории права
Правоведение
Международное право
Экономическое право

14 Коррекционной работы Олигофренопедагогика

1. Теоретико-методологические и методические основы обеспечения качества профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и интегрированного обучения;
2. Разработка учебно-методического инструментария современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию инклюзивных процессов.

9 73 56
15 Литературы
Русская филология (по направлениям)
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
Белорусская филология (по направлениям)
Литературоведение

Аксиологический диапазон художественной литературы

5 54 42
16 Мировых языков
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
Романо-германская филология

Разноаспектное изучение текстов различной стилевой и жанровой принадлежности с позиции коммуникативной стилистики текста и ее отдельного направления-коммуникативной стилистики художественного текста (в рамках междисциплинарного подхода, сформировавшегося на пересечении стилистики, лингвистики текста, лингвистической поэтики и теории практики речевой коммуникации (коммуникативной стилистики).

5 50 19
17 Музыки Музыкальное искусство, ритмика и хореография

Научно-методические основы подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода

8 46 53
18 Общего и русского языкознания
Русская филология (по направлениям)
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
Языкознание
Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)

Социокультурные особенности Белорусского Поозерья.

5 42 6
19 Прикладного и системного программирования
Прикладная информатика (веб-программирование и компьютерный дизайн)
Прикладная информатика (программное обеспечение компьютерных систем)
Программное обеспечение информационных технологий
Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)
Управление информационными ресурсами

Применение теории математического моделирование и разработка программного обеспечения для решения практических задач в различных областях (торговля, экономика, медицина, ветеринария, образование, социальная сфера и др.)

17 2
20 Прикладной психологии Психология

Психологические предикторы индивидуального развития личности в условиях образовательной среды.

113
21 Социально-педагогической работы
Социальная работа
Социальная педагогика

Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы

88
22 Теории и методики физической культуры и спортивной медицины
Физическая культура
Тренерская работа по виду спорта (с указанием вида спорта)
Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Основы физической реабилитации
Менеджмент спорта и туризма

кафедральная тема НИР «Формирование физической культуры здорового стиля жизни» (приказ ВГУ № 27 от 29.01.2019г.). Направление «Научно-методическое обеспечение реализации современных подходов в физической культуре различных групп населения».

92 76 22
23 Уголовного права и уголовного процесса Правоведение

Теоретико – отраслевые основания сравнительного правоведения
Компаративистский анализ актуальных проблем конституционного, административного, уголовного права и процесса, криминологии и криминалистики

8 5
24 Химии и естественнонаучного образования Биология и химия

Химико-биологические аспекты исследования стресса.

5 79 36
25 Экологии и географии
Биоэкология
География (научно-педагогическая деятельность)

«Биоэкология» и «Промышленная экология», Природно-технические системы Витебской области: закономерности функционирования, мониторинг и управление состоянием.

7 99 15