Витебский государственный университет имени П. М. Машерова: Научная работа выпускающих кафедр

Дата последнего обновления: 23.03.2020
№ п/п Наименование выпускающей кафедры Название специальности (специализации, направления специальности) Направление научной работы Количество печатных изданий Количество патентов и изобретений Количество публикаций в научных изданиях Количество разработок, внедренных на предприятиях и в организациях
1 Алгебры и методики преподавания математики
Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)
Математика и информатика

Развитие и применение локальных методов исследования структуры конечных групп и их классов, методика преподавания математики в школе и Вузе.

44 9
2 Белорусского языкознания Белорусская филология (литературно-редакционная деятельность)

Сацыялінгвістыка, антрапаніміка, лексічная каларыстыка, кітабістыка, тэрміназнаўства, этналінгвістыка, мова мастацкай літаратуры, лінгвакраіназнаўства, тэарэтычныя асновы школьнага падручніка па мове

7 32 17
3 Ботаники
Биология (научно-педагогическая деятельность)
Биология и химия

Кафедра и ботанический сад выполняют научную тему «Биологическое разнообразие растительного мира (фитобиоты) Белорусского Поозерья». (Научный руководитель – заведующий кафедрой ботаники канд. биол. наук, доцент Л.М. Мержвинский). Тема включает следующие разделы:
– Инвентаризация флоры Белорусского Поозерья, изучение эколого-биологических особенностей древесно-кустарниковых и травянистых видов дикорастущих растений;
– Изучение распространения чужеродных (инвазивных) видов растений в естественных и нарушенных растительных сообществах Белорусского Поозерья;
– Изучение редких и охраняемых видов растений с использованием ГИС-технологий;
– Выращивание в культуре и реинтродукция охраняемых видов в природные сообщества;
– Высшая водная растительность озер Белорусского Поозерья и ее динамика;
– Изучение микофлоры и лихенофлоры (инвентаризация видового состава, экологическая и фитоценотическая роль, консортивные связи, охрана и рациональное использование);
– Интродукция древесно-кустарниковых и травянистых цветочно-декоративных растений закрытого и открытого грунта (основное направление – интродукция растений и ее влияние на биоразнообразие северо-востока Беларуси);
– Чешуекрылые (Lepidoptera) Беларуси: фауна, экология, географическое распространение;
– Наземные моллюски Белорусского Поозерья;
– Молекулярно-генетическое изучение растений в научно-исследовательской лаборатории ПЦР-анализа.
Развитие фундаментальных флористических, геоботанических, физиолого-биохимических исследований на кафедре осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями (научные коллекции, электронные базы данных, ГИС-технологии, ПЦР-аназиз и др.).

4 35 12
4 Всеобщей истории и мировой культуры
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)
История и обществоведческие дисциплины

Германистика, американистика и история международных отношений в Новейшее время, история Великой Отечественной войны, гендерная история, художественная культура Придвинского края

66 14
5 Географии География (научно-педагогическая деятельность)

Природно-технические системы Витебской области: закономерности функционирования, мониторинг и управление состоянием.

21 27
6 Германской филологии
Романо-германская филология
Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)

Язык и литература как главные духовные ценности: социокультурный, лингвокультурологический, когнитивный и образовательный аспекты

85 2
7 Гражданского права и гражданского процесса
Правоведение
Международное право
Экономическое право

Теоретико – отраслевые основания сравнительного правоведения
Финансовое управление воспроизводством человеческого капитала в современных геополитических условиях развития

76 15
8 Декоративно-прикладного искусства и технической графики
Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)
Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы

История, теория и практика визуальных искусств

21 3
9 Дизайна
Дизайн (предметно-пространственной среды)
Изобразительное искусство и компьютерная графика

Системно-целостный подход при художественно-графической подготовке педагогов-художников и дизайнеров в процессе формирования качественно новой образной и гармоничной предметно-пространственной среды средствами дизайна (информационных технологий)

16 8
10 Дошкольного и начального образования
Дошкольное образование
Начальное образование

Имплементирование инновационных подходов к дошкольному и начальному образованию в современных условиях

3 45 3
11 Зоологии Биология (научно-педагогическая деятельность)

В рамках темы «Естественнонаучное обоснование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Белорусского Поозерья» выполняются разделы: «Территориальная структура орнитокомплексов Белорусского Поозерья»; «Биологические основы развития дендрофильных чешуекрылых в Беларуси»; «Карабидокомплексы городских парков Витебска»; «Комплексы почвенного герпетобия овражно-балочных систем г. Витебска и его окрестностей»; «Система методической подготовки будущего учителя биологии и химии на интегративной основе».

40 18
12 Изобразительного искусства
Изобразительное искусство и компьютерная графика
Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы

Разработка теоретической и практической модели профессионального художественного и педагогического образования в сфере просвещения и культуры; витебская художественная школа. История и современность. Изобразительное искусство Беларуси и проблемы современного искусствоведения

4 12 7
13 Инженерной физики
Физика (научно-педагогическая деятельность)
Компьютерная безопасность (радиофизические методы и программно-технические средства)

Композиционные мультиферроики и сегнетоэлектрики с аномально высокими магнитоэлектрическими и диэлектрическими свойствами.
Разработка математических методов исследования сложных динамических систем.
Разработка алгоритмов и программ цифровой обработки изображений, распознавание и анализ графических образов, их измерение и сопоставление.
Современные педагогические приемы и методы преподавания общих и специальных дисциплин на основе информационно-коммуникационных технологий.

54 54 1
14 Информатики и информационных технологий
Математика и информатика
Прикладная информатика (по направлениям)
Программное обеспечение информационных технологий
Управление информационными ресурсами

Развитие компьютерных технологий и содержательных средств информатизации учебного процесса. Изучение полуцепных групповых колец конечных неразрешимых групп

18 8
15 Истории Беларуси
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)
История и обществоведческие дисциплины

Археология, источниковедение и историография, социально-экономическая, этническая и конфессиональная история Беларуси, гендерная история, история Витебщины

49 9
16 Коррекционной работы Олигофренопедагогика

1. Теоретико-методологические и методические основы обеспечения качества профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и интегрированного обучения;
2. Разработка учебно-методического инструментария современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию инклюзивных процессов

9 50 65
17 Литературы
Русская филология (по направлениям)
Русский язык и литература
Белорусская филология (по направлениям)

Аксиологический диапазон художественной литературы

10 61 8
18 Мировых языков
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
Романо-германская филология

Разноаспектное изучение текстов различной стилевой и жанровой принадлежности с позиции коммуникативной стилистики текста и ее отдельного направления-коммуникативной стилистики художественного текста (в рамках междисциплинарного подхода, сформировавшегося на пересечении стилистики, лингвистики текста, лингвистической поэтики и теории практики речевой коммуникации (коммуникативной стилистики).

11 179 22
19 Музыки Музыкальное искусство, ритмика и хореография

Научно-методические основы подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода

8 46 53
20 Общего и русского языкознания
Русская филология (по направлениям)
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
Русский язык и литература

Социокультурные особенности Белорусского Поозерья.

4 70 4
21 Прикладного и системного программирования
Прикладная информатика (веб-программирование и компьютерный дизайн)
Прикладная информатика (программное обеспечение компьютерных систем)
Программное обеспечение информационных технологий
Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)
Управление информационными ресурсами

Применение теории математического моделирование и разработка программного обеспечения для решения практических задач в различных областях (торговля, экономика, медицина, ветеринария, образование, социальная сфера и др.)

17 2
22 Прикладной психологии Психология

Психологические предикторы индивидуального развития личности в условиях образовательной среды.

113
23 Социально-педагогической работы
Социальная работа
Социальная педагогика

Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы

88
24 Теории и методики физической культуры и спортивной медицины
Физическая культура
Тренерская работа по виду спорта (с указанием вида спорта)
Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность
Основы физической реабилитации
Менеджмент спорта и туризма

кафедральная тема НИР «Формирование физической культуры здорового стиля жизни» (приказ ВГУ № 27 от 29.01.2019г.). Направление «Научно-методическое обеспечение реализации современных подходов в физической культуре различных групп населения».

83 47 21
25 Уголовного права и уголовного процесса Правоведение

Теоретико – отраслевые основания сравнительного правоведения
Компаративистский анализ актуальных проблем конституционного, административного, уголовного права и процесса, криминологии и криминалистики

8 5
26 Химии Биология и химия

Химико-биологические аспекты исследования стресса.

5 79 36
27 Экологии и охраны природы Биоэкология

«Биоэкология» и «Промышленная экология».

3 41 17